Новая редакция Ст. 107 ЖК РФ
Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Комментарий к Статье 107 ЖК РФ
Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания ст. 107 Кодекса не регламентирует, но содержит отсылочную норму, согласно которой указанные отношения регулируются специальным федеральным и региональным законодательством. При этом режим предоставления этого вида жилых помещений подчиняется общим правилам Кодекса, посвященным специализированному жилищному фонду, а также определяющим назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания.
Содержание условий договора найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания в значительной степени зависит от того, каким образом конкретный орган социальной защиты определит порядок и условия предоставления соответствующих жилых помещений и пользования ими, в том числе порядок и размер оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
В любом случае, в том числе при регулировании соответствующих отношений на уровне субъектов Российской Федерации, должны быть учтены императивные правила, установленные в ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <1>, ФЗ от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" <2>, ФЗ от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <3>, ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" <4> и других федеральных законов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1 (ч. I). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; N 52 (ч. I). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21, 29; N 27. Ст. 3213; N 46. Ст. 5554; N 49. Ст. 6070; 2008. N 24. Ст. 2801; N 29 (ч. I). Ст. 3418; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 44. Ст. 4984; N 52 (ч. I). Ст. 6223; 2009. N 1. Ст. 17.
<2> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872; 2002. N 28. Ст. 2791; N 30. Ст. 3032; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.
<3> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.
<4> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168; 2000. N 2. Ст. 161; N 19. Ст. 2023; 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3427; 2002. N 30. Ст. 3033; N 48. Ст. 4743. N 52 (ч. I). Ст. 5132; 2003. N 19. Ст. 1750; 2004. N 19 (ч. I). Ст. 1837; N 25. Ст. 2480; N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25; N 19. Ст. 1748; N 52 (ч. I). Ст. 5576; 2007. N 43. Ст. 5084; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 30 (ч. I). Ст. 3609; N 40. Ст. 4501; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. 1). Ст. 2152; N 26. Ст. 3133; N 29. Ст. 3623.
Кроме того, необходимо руководствоваться требованиями СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.11.2009 N 71 <1>, которые введены в действие с 01.03.2010, а также требованиями других санитарных правил и норм.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 11.
Другой комментарий к Ст. 107 Жилищного кодекса Российской Федерации
1. Жилье в домах системы социального обслуживания населения предназначается для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг (см. комментарий к ст. 96).
Согласно комментируемой статье порядок и условия предоставления такого жилья устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.
К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся: установление основ федеральной политики в области социального обслуживания; принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением и т.д. (ст. 20 Закона об основах социального обслуживания).
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся: обеспечение реализации Закона об основах социального обслуживания; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания (ст. 21 Закона об основах социального обслуживания).
Жилые помещения в домах системы социального обслуживания (далее - стационары) предоставляются гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной либо временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению (ст. 5 и 20 Федерального закона от 02.08.95 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" - далее Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.
2. Граждане помещаются в такие стационары по их личному письменному заявлению, а если они не достигли 14 лет или признаны (в установленном порядке) недееспособными - по письменному заявлению их законных представителей.
На администрацию стационаров возложена обязанность выделять супругам изолированное жилое помещение (ст. 21 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов). Следовательно, прочим проживающим в основном выделяются комнаты на 2 и более человек.
3. Согласно ст. 99 ЖК специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в данном населенном пункте. Эта статья не обозначает в качестве исключения предоставление жилья в стационарах.
Следует отметить, что граждане пожилого возраста и инвалиды сохраняют занимаемые ими жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда в пределах 6 месяцев с момента поступления в стационар, а если в этих помещениях остались проживать члены их семей - в течение всего времени пребывания в стационаре (ст. 12 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).
4. Наниматель жилого помещения в стационаре (помимо общих положений) имеет право на:
организованный отдых и культурное обслуживание;
пользование помещениями для проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, трудовой деятельности;
пользование телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
прием посетителей как в выходные и праздничные, так и в рабочие дни - в дневное и вечернее время;
сохранность личных вещей и ценностей и т.п. (ст. 21 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).
Условия проживания в стационарах определяются договором о стационарном обслуживании граждан. Администрация обязана соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность проживающих; выделять супругам изолированное жилье для совместного проживания и проч. (ст. 21 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).
5. В соответствии со ст. 99 ЖК заключение договоров найма жилых помещений обязательно для всех видов специализированного жилья (кроме жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан - ст. 98 ЖК РФ).
Однако обратимся к актам, регламентирующим вопросы предоставления и пользования жилыми помещениями в учреждениях социального обслуживания (а также фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев, см. ст. 97 Жилищного кодекса РФ).
Условия проживания граждан в учреждениях социального обслуживания (стационарах), взаимные права и обязанности, в том числе жилищные, определяются договором о стационарном обслуживании граждан.
Министерством здравоохранения и социального развития РФ предусмотрено: принятие актов о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах, входящих в состав собственности Российской Федерации; разработка формы примерного договора о стационарном обслуживании, заключаемого между учреждением социального обслуживания и гражданами или их законными представителями. Порядок и условия предоставления жилых помещений в домах социального обслуживания, являющихся собственностью субъекта РФ, определяются региональным законодательством. Следует также отметить, что права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарах, определены в Законе о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
Изложенное свидетельствует о том, что договор найма жилого помещения в данном случае носит "подчиненный" характер, попадая в зависимость от регулируемых соответствующим законодательством отношений по социальному обслуживанию граждан <1>.
--------------------------------
<1> В числе типовых договоров найма специализированных жилых помещений договор найма в домах системы социального обслуживания населения не значится - Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.
6. Прекращение жилищных отношений в домах социального обслуживания является следствием того, что прекратились отношения по социальному обслуживанию.
Так, ст. 15 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов предусматривает возможность отказа от услуг стационарного учреждения по письменному заявлению граждан или их законных представителей.
Администрация стационара вправе обратиться в суд по вопросу перевода граждан, постоянно нарушающих установленный порядок проживания, в специальные стационарные учреждения (ст. 20 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).