Перейти к основному содержанию

Статья 157 ЖК РФ. Размер платы за коммунальные услуги

Новая редакция Ст. 157 ЖК РФ

1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

1.1. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

1.2. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

3. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

4. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Изменение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

6. Лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственнику жилого помещения, или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;

2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

7. В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.

8. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению снижается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Комментарий к Статье 157 ЖК РФ

1. После введения в действие Кодекса ст. 157 претерпела ряд существенных изменений.

Установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг. Объем потребленных коммунальных услуг (холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения) рассчитывается исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении и, следовательно, потребляющих коммунальные услуги.

Возможны два варианта определения размера платы за коммунальные услуги:

1) на основании показаний приборов учета. Размер платы за коммунальные услуги определяется в этом случае как произведение тарифов на соответствующие услуги и объемов потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета;

2) на основании нормативов потребления коммунальных услуг. Этот вариант определения размера платы применяется при условии отсутствия приборов учета. Объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

ГК РФ содержит положение, согласно которому оплата одного из видов услуг - энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).

Система приборного учета услуг обеспечивается путем установки приборов учета. Не допускается установка, ремонт и (или) обслуживание приборов учета гражданами. Для установки в жилищном фонде допускаются приборы учета из числа внесенных в Государственный реестр средств измерений Госстандарта РФ.

Порядок оплаты расходов, связанных с приобретением, установкой, обслуживанием и ремонтом приборов учета определяется договором между нанимателем, арендатором, собственником жилого помещения и организацией, оказывающей названные услуги.

Порядок оплаты гражданами оказанных им коммунальных услуг по показаниям приборов учета определяется договором. В договоре может быть предусмотрен порядок оплаты по показаниям приборов учета как снимаемым ежемесячно, так и по среднерасчетному показателю с последующей выверкой фактически отпущенных ресурсов и расчетов не реже, чем, например, один раз в полгода (в год).

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам дифференцируется порядок расчета платы за коммунальные услуги в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета. При наличии только коллективных (общедомовых) приборов учета применяется п. 21 Правил, при наличии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - п. п. 16, 28 - 29, при наличии и коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета - п. 23, при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и распределителей - п. п. 25 - 26 <1>.
--------------------------------
<1> См.: письмо Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 N 2478-РМ/07 "О применении пункта 38 Правил коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2007. N 5.

Приборы учета должны использоваться по прямому назначению, указанному в их технических паспортах, и служить целям установления размера платы за коммунальные услуги конкретного вида. Приборы учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет полученного количества услуг.

В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его проверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с п. 19 (как при отсутствии приборов учета), п. 21 (как при отсутствии индивидуальных, но наличии коллективных приборов учета) и п. 22 Правил.

Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Установление нормативов потребления производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.

Нормативы потребления устанавливаются:

а) по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;

б) едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. В ином случае нормативы дифференцируются.

При установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяют Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. Разъяснения по применению названных Правил дает Министерство регионального развития РФ <1>.
--------------------------------
<1> См., например: письмо Министерства регионального развития РФ от 23.05.2008 N 12529-АД/07 "О разъяснении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2009. N 3.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" <1> расчет нормативов потребления коммунальных услуг в части газоснабжения для муниципальных образований осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с газоснабжающими организациями на основании Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством регионального развития РФ <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2733.

<2> Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 13.07.2006 N 83 // БНА. 2006. N 33; Методика расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 15.08.2009 N 340 // БНА. 2009. N 47.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определены в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

Условия договоров об оказании коммунальных услуг, заключаемых управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с ресурсоснабжающими организациями, должны соответствовать Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Это касается, в частности, прав и обязанностей сторон договора; условий оплаты коммунальных услуг, в том числе условий и порядка расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов; оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных услуг.

2. Часть 2 ст. 157 Кодекса закрепляет полномочия по установлению тарифов на коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставку бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления) за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за потребляемую электрическую, тепловую энергию, воду, газ, топливо и другие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, то есть деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), подлежащим государственному регулированию.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а именно - федеральным законом.

В настоящее время основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливает ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 36; N 52 (ч. I). Ст. 5597; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21; N 43. Ст. 5084; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6236; 2009. N 48. Ст. 5711; N 52 (ч. I). Ст. 6450; 2010. N 27. Ст. 3436; N 31. Ст. 4160, 4206.

Согласно названному Федеральному закону подлежат регулированию:

тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценивают, в состоянии ли данные органы местного самоуправления обеспечить надлежащее исполнение указанных полномочий.

Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок установлены в ст. 5 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Ежегодное повышение тарифов на коммунальные услуги обусловлено ростом цен на энергоносители, увеличением ставок оплаты труда для работников соответствующих отраслей жилищно-коммунального хозяйства, ростом цен на горюче-смазочные и строительные материалы, услуги организаций по обслуживанию оборудования и другими причинами.

Правительством РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять изменение тарифов на оплату коммунальных услуг с учетом уровня доходов населения и мер по социальной защите малоимущих категорий граждан, а также реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг и повышение качества обслуживания потребителей.

Законодательством установлено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.

В тарифы не должны включаться необоснованные затраты, связанные с монопольным положением жилищно-коммунальных организаций (административные издержки, потери в сетях, использование неэффективных технологий и т.п.).

Обратим внимание на то, что предоставление гражданам по их запросам информации о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг входит в обязанности органов местного самоуправления и управляющих организаций.

Размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии со ст. 6 ФЗ от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5597; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21; N 43. Ст. 5084; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6236; 2010. N 31. Ст. 4206.

Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - это устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.

Принципы и порядок формирования предельных индексов определяют Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2009 N 708 <1>. Основные принципы и методы установления предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом их доступности и уровня благоустройства жилищного фонда определяют Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 N 378 <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 36. Ст. 4353.

<2> РГ. 2010. 24 сентября.

Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.) является административным правонарушением и влечет ответственность виновных лиц в соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ как за нарушение порядка ценообразования.

3. Определение размера платы за коммунальные услуги ставится Кодексом в зависимость, в первую очередь, от объективных показателей потребления услуг по показаниям соответствующих приборов учета, во вторую очередь, - от нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными на то органами. Размер указанной платы не зависит ни от формы собственности на жилое помещение, ни от оснований пользования им, ни от наличия или отсутствия какого-либо объединения собственников.

4. Кодексом определена возможность изменения размера платы за коммунальные услуги в случае предоставления таких услуг гражданам и юридическим лицам (далее - потребителям) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлены разделами VII и VIII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

Вопросы защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере стали особенно актуальными в связи с ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения. Вместе с тем уровень и качество коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие преобразования в различных секторах экономики. Состояние жилищно-коммунального обслуживания населения вызывает множество справедливых нареканий со стороны потребителей. Вопрос о повышении качества коммунальных услуг затрагивает все слои населения, практически всех потребителей.

Нарушения законодательства о защите прав потребителей при оказании именно жилищно-коммунальных услуг являются доминирующими в правоприменительной практике.

В договоре, заключенном с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, можно рекомендовать устанавливать условия, определяющие: качество услуг, режим их предоставления и нормативные объемы потребления; порядок и сроки устранения неисправностей и аварий; размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей; технические характеристики инженерного оборудования жилых помещений (в том числе предусматривающие максимальную мощность электробытовых машин, приборов, аппаратуры); права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя.

Потребитель вправе рассчитывать на коммунальные услуги, которые отвечают требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Иными словами, потребитель имеет право на коммунальные услуги надлежащего качества.

В соответствии со ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами, или предусмотренным договором электроснабжения. Данное правило в силу ст. 548 ГК РФ распространяется и на снабжение тепловой энергией, газом и водой.

Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам:

по теплоснабжению - температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам;

по электроснабжению - параметрам электрической энергии по действующему стандарту;

по холодному водоснабжению - гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

по горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

по канализации - отведению сточных вод.

Субъекты хозяйственной деятельности коммунального комплекса обязаны обеспечивать гарантированный уровень качества с учетом мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения, климатических и других местных условий населенного пункта.

Нарушение нормативных сроков и качества обеспечения жилищно-коммунальными услугами может выразиться, например, в том, что исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению услуг; в процессе потребления коммунальных услуг были обнаружены недостатки в их качестве и т.п. В случае установленных и документально подтвержденных нарушений нормативов качества и сроков исполнения услуг потребитель вправе требовать соразмерного снижения платежей за услуги.

Перечень отклонений и их величина, а также величина уменьшения и порядок оформления отклонения устанавливается уполномоченными на то органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления. Рекомендуемые условия снижения платы при снижении качества коммунальных услуг в настоящее время определяются согласно приложению N 1 к упоминавшимся выше Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойность: в подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; в отведении из жилого помещения бытовых стоков; в отоплении жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Перерывы в предоставлении коммунальных услуг могут быть связаны:

с проведением ремонтных и профилактических работ (устанавливаются исполнителем услуг по согласованию с органами местного самоуправления, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации, положениями о проведении текущих и капитальных ремонтов и другими нормативными документами);

с межотопительным периодом для систем отопления (устанавливаются исполнителем, исходя из климатических условий);

со стихийными бедствиями, а также чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий.

Перерывы подобного рода не будут являться основанием для изменения размера платы за коммунальные услуги, если продолжительность таких перерывов не превысила установленную норму.

Снижение платы не допускается, если перерыв в предоставлении услуг связан с устранением угрозы здоровью, жизни граждан, предупреждением ущерба имуществу или вследствие непреодолимой силы.

При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам порядке. Продолжительность перерывов устанавливается в соответствии с названными Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации.

Потребитель коммунальных услуг, помимо уменьшения размера платы за такие услуги, при предоставлении ему услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, имеет также право:

требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда в размере и порядке, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не производить оплату услуг на время перерывов сверх установленных договором (при этом прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещения убытков и вреда);

на устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки;

на государственную и судебную защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае нарушения его прав (о способах защиты жилищных прав см. ст. 11 Кодекса и комментарий к ней).

Вопросы качества услуг, а также защиты прав потребителей (в том числе и жилищно-коммунальных) услуг регламентируются Законом РФ от 7.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в редакции ФЗ от 9.01.1996 N 2-ФЗ (см., например, ст. ст. 4, 28 - 29 ЗоЗПП РФ), Правилами пользования жилыми помещениями <1> и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам <2>, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, действующими в Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 546.

<2> См. также, например: Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 // СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1028; 2003. N 33. Ст. 3269; 2006. N 23. Ст. 2501.

В КоАП РФ за отдельные виды правонарушений в сфере предоставления населению услуг (в том числе и жилищно-коммунальных услуг) предусмотрены меры административной ответственности (см., например, ст. ст. 7.23, 14.4, 14.7 - 14.8). Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

В организациях, оказывающих коммунальные услуги, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, должна размещаться на видных и доступных местах информация, в частности, о:

правилах и режиме предоставления коммунальных услуг;

показателях качества (потребительских свойствах) коммунальных услуг;

прейскурантах цен на услуги;

льготных тарифах для отдельных категорий граждан, условиях оплаты и возможности перерасчета при нарушении нормативных сроков и качества предоставления коммунальных услуг;

дифференциации оплаты для малоимущих слоев населения.

Государственный контроль за соответствием коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Согласно комментируемой статье и собственники, и наниматели жилья оплачивают коммунальные услуги по факту потребления, согласно показаниям приборов учета, а если таковые отсутствуют - по нормативам потребления коммунальных услуг.

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти этих субъектов РФ) в порядке, предусмотренном федеральным законом (ч. 2).

2. Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" <1> определены полномочия органов государственной власти и органов самоуправления в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг своевременно и надлежащего качества.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 36.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2338.

Оплата гражданами жилья и коммунальных услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

3. Правительством РФ определяется и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги, если они подаются с перерывами, превышающими установленную продолжительность, или если они ненадлежащего качества (ч. 4 ст. 157).

4. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования им, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного (или иного) кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 157).

Объяснение статьи 157 ЖК России

Статья 157 ЖК РФ определяет размер платы за коммунальные услуги.

В соответствии с данной статьей:

  1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается на основе объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Если приборы учета отсутствуют, размер платы определяется на основе нормативов потребления коммунальных услуг, включая нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы потребления устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если собственники помещений в многоквартирных домах не обеспечили свои помещения приборами учета использованной воды, то применяются повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.1. Правила предоставления коммунальных услуг, приостановки и ограничения их предоставления собственникам и пользователям помещений, условия заключения соответствующих договоров и другие особенности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Эти правила включают порядок определения размера платы за тепловую энергию в многоквартирных домах с коллективными приборами учета, где не все помещения оснащены индивидуальными или общими приборами учета тепловой энергии.

1.2. Правила, обязательные при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  1. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут получить полномочия в установлении тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации. В сфере теплоснабжения размер платы за отопление рассчитывается на основе цен, установленных в пределах предельного уровня цены на тепловую энергию.
  2. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образование или ликвидация товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или другого специализированного потребительского кооператива не является основанием для изменения размера платы за коммунальные услуги.
  3. Если коммунальные услуги предоставляются с перерывами, превышающими установленную продолжительность, или с нарушением качества, размер платы может быть изменен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  4. Изменение размера платы за коммунальные услуги осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или другим специализированным потребительским кооперативом, а в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ, ресурсоснабжающей организацией или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
  5. В случае нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги, что приводит к необоснованному увеличению суммы платы, лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обязано выплатить штраф в размере 50% суммы превышения начисленной платы над суммой, которую следовало начислить. Исключение составляют случаи, когда нарушение произошло по вине собственника или нанимателя жилого или нежилого помещения или было исправлено до обращения или оплаты. Если собственник или наниматель жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме подает письменное заявление о выплате штрафа, предоставляющая коммунальные услуги должна провести проверку правильности начисления платы в течение 30 дней и принять одно из следующих решений: признать нарушение и произвести выплату штрафа или отклонить требование о выплате штрафа.
  6. Если нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги установлено, лицо, предоставляющее коммунальные услуги, должно осуществить выплату штрафа в течение двух месяцев со дня получения заявления собственника нежилого или жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Выплата штрафа производится путем снижения размера платы за коммунальные услуги. Если существует непогашенная задолженность, подтвержденная судебным решением, размер задолженности по оплате коммунальных услуг снижается до полной выплаты штрафа.
  7. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению может быть снижен до полного освобождения потребителя от оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, включая случаи, порядок и размер такого освобождения.